Модест Мусоргский - человек, положивший начало созданию уникальной русской музыкальной идентичности

Модест Мусоргский - человек, положивший начало созданию уникальной русской музыкальной идентичности

30 марта 2023 14:38
Модест Мусоргский
Модест Мусоргский

Модест Мусоргский, русский композитор и новатор русской музыки романтического периода, родился 21 марта 1831 года. У него было сильное желание создать уникальную русскую музыкальную идентичность, бросая вызов устоявшимся традициям западной музыки. Мусоргский считал, что его музыка должна точно воспроизводить человеческую речь и передавать нюансы человеческих мыслей и чувств. В письме к Людмиле Шестаковой он писал: "Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех ее тончайших оттенках. То есть звуки человеческой речи, как внешние проявления мысли и чувства, должны, без преувеличения и насилия, стать настоящей, точной музыкой".

Мусоргский вырос в богатой дворянской семье в Карево, Торопецкого уезда, Псковской губернии, Российской империи. Он был младшим сыном в семье и начал получать уроки игры на фортепиано от своей матери в возрасте шести лет. Его успехи были впечатляющими, и к 10 годам его вместе с братом отправили учиться в элитную немецкоязычную школу Петришуле в Санкт-Петербурге к знаменитому Антону Герке. Уже в 12 лет Мусоргский опубликовал фортепианную пьесу под названием "Porte-enseigne Polka".

Его родители хотели, чтобы оба их сына продолжили семейную традицию военной службы, поэтому в 1852 году Мусоргский поступил в кадетское училище в Санкт-Петербурге. Он проявлял особый интерес к истории и философии и был членом школьного хора. По предложению своего учителя религии, отца Крупского, Мусоргский также изучал русскую церковную музыку начала XIX века, в том числе произведения Бортнянского. В 1856 году он покинул кадетскую школу и поступил в Преображенский полк. В это время он получил первые официальные знания по теории музыки от Мили Балакирева, который основывал свои занятия на произведениях Бетховена, Шуберта и Шумана.

Отмена крепостного права в Российской империи в 1861 году вызвала финансовые трудности для семьи Мусоргского. Следующие два года он помогал двум своим братьям управлять семейным имением в Карево. Однако финансовые трудности заставили его поступить на административную службу к царю. В 1863 году он был назначен в инженерный департамент Министерства путей сообщения. Мусоргский жил в "коммуне" с четырьмя другими молодыми людьми: Мили Балакиревым, Сезаром Кюи, Александром Бородиным и Николаем Римским-Корсаковым, где они обсуждали искусство, философию и политику.

Позже Мусоргский переехал в деревню к своему брату и увлекся оркестровыми произведениями. В это время он сочинил первую версию своей симфонической поэмы "Однажды ночью на Лысой горе". Позже, вернувшись в Санкт-Петербург, он начал сочинять оперу "Борис Годунов", основанную на пьесе Пушкина. После долгих проволочек и противодействия со стороны Мариинского театра, 8 февраля 1874 года состоялась премьера оперы.

После дебюта оперы Мусоргский был вдохновлен на написание фортепианного цикла "Картинки с выставки" в июне 1874 года, в честь выставки рисунков и сценических проектов своего друга Виктора Гартмана. В 1878 году Мусоргский перешел в ревизионный отдел, где нашел понимающего начальника, который выделил ему три месяца на концертное турне с Дарьей Леоновой по Украине, Крыму и другим городам. Несмотря на новую компанию видных деятелей в его жизни, он боролся с алкоголизмом и переживал смерть нескольких близких соратников. Тем не менее, в последние шесть лет жизни он создал мощные произведения, в том числе "Четыре песни и пляски смерти".

В 1880 году Мусоргский был вынужден оставить свою государственную службу из-за чрезмерного пьянства, но ему была назначена пенсия в 100 рублей, если он сможет закончить свою незаконченную оперу "Хованщина". К сожалению, опера так и осталась незаконченной.

В последний год жизни Мусоргский жил у Дарьи Леоновой, работая аккомпаниатором и преподавателем теории в ее музыкальной школе. В 1881 году он перенес четыре припадка, последовавших один за другим, и заявил другу, что ему "ничего не остается, как просить милостыню". Он умер 28 марта 1881 года, через неделю после своего 42-го дня рождения.

Произведения Мусоргского были поразительно оригинальными и стилистически романтическими, в значительной степени опирались на русские музыкальные темы. Многие русские композиторы вдохновлялись его произведениями, особенно Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Однако большинство произведений Мусоргского были незакончены к моменту его смерти и были отредактированы и исправлены Римским-Корсаковым, его другом. "Картинки с выставки" были оркестрованы несколькими композиторами, включая самую известную версию Мориса Равеля. Кроме того, его одночастное оркестровое произведение "Ночь на Лысой горе" стало широко популярным после того, как оно было включено в диснеевский фильм "Фантазия" вместе с "Ave Maria" Шуберта.

Мусоргский считал, что музыка — это средство общения с людьми и что сама речь следует строгим музыкальным правилам. Он черпал вдохновение в живых сценах и людях, извлекая из таких ситуаций определенные принципы и истины.

Олег Алексеевич Логинов
Популярное