В начале 1900-х годов Престон Стерджес, известный американский кинорежиссер, проживал со своей матерью в шикарной квартире в Париже. Однажды, осматривая квартиру, Стерджес обнаружил наушник, висевший у камина. Проверив его, он решил, что он не работает. Однако во время визита друга семьи выяснилось, что наушник исправен и подключен к парижскому оперному театру. Это открытие позволило людям по всему Парижу слушать живые выступления.
Этот наушник был частью изобретения, известного как театрофон, который был создан Клеманом Адером, инженером, известным своими новаторскими работами в области летательных аппаратов. Дебют театрофона состоялся на Международной выставке электричества в Париже в августе 1881 года. На выставке были представлены две комнаты, звукоизолированные тяжелыми коврами и посвященные этой технологии. Одна комната была соединена с Комеди Франсез, а другая — с оперным театром. Первоначально технология использовалась в стерео, что называлось "перспективным прослушиванием", но позже она вернулась к моно. По словам газеты "Таймс", театрофон был "самой замечательной вещью на выставке".
После выставки услуги театрофонов появились в различных городах Европы. Однако с появлением радио технология не смогла выжить. Только одна служба театрофонов оставалась активной в Борнмуте, Англия, до смерти двух последних абонентов в 1937 году.
Справка:
Клеман Адер — французский инженер, который прославился своими вкладами в области авиации. Его изобретения в области электротехники и механики также заслуживают внимания. В начале своей карьеры, он изучал электротехнику и в 1878 году усовершенствовал конструкцию телефона Белла, на основе которой он создал первую телефонную сеть в Париже в 1880 году.
Театрофон — это система, созданная Клементом Адером для стереофонической передачи оперных и театральных представлений через телефон. Она позволяла зрителям находиться в удалении от театра, но одновременно получать качественный звук, передаваемый через телефонную линию. Театрофон был одним из значимых достижений Адера в области электротехники и позволил улучшить доступность и качество зрелищного искусства.